Аварийный запас топлива для генераторов

О порядке создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива

А.М. Криницын, главный юрисконсульт Управления правового обеспечения операционной деятельности, ЗАО «КЭС», г. Москва, эксперт интернет-проекта «Правовые аспекты энергоснабжения» (www.zhane.ru)

Требованиями статьи 46.1 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» установлена обязанность собственников и иных законных владельцев тепловых электростанций обеспечивать наличие запасов топлива в соответствии с утвержденными нормативами.

При этом полномочия на утверждение нормативов запасов топлива при производстве электрической энергии, а также нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.05.2013 г. № 400 возложены на Минэнерго России.

В целях реализации названных положений 22 августа 2013 г. Минэнерго России был утвержден приказ № 469 (далее по тексту — Приказ), определяющий порядок создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива.

Положения Приказа с момента его вступления в законную силу (зарегистрирован в Минюсте России 16.04.2014 г. № 31993, опубликован в «Российской газете», № 106, 14.05.2014 г.) подлежат применению взамен требований ранее действовавшего приказа Минэнерго России от 04.09.2008 г. № 66 (который утрачивает свою силу) и предусматривают следующие основные моменты.

1. Классификация запасов топлива (пункт 3 Приказа). В частности, положения Приказа выделяют:

■ запасы основного топлива — создаются для поддержания базового режима работы тепловых электростанций;

■ запасы резервного топлива (уголь, мазут, торф) — создаются на тепловых электростанциях, которые используют газ в качестве основного вида топлива, для поддержания работы в базовых режимах при частичном или полном отсутствии основного топлива;

■ запасы аварийного топлива (дизельного или газотурбинного) — создаются на тепловых электростанциях, парогазовые установки (ПГУ) и (или) газотурбинные установки (ГТУ) которых используют газ в качестве основного вида топлива, для поддержания работы при полном отсутствии основного топлива;

■ запасы вспомогательного топлива — создаются на тепловых электростанциях, которые используют уголь и (или) торф в качестве основного вида топлива, для поддержания работы при подсветках и (или) растопках котлоагрегатов, а также при возникновении аварийных нарушений в системах топливоподачи и топливоприготовления.

2. Закрепление перечня нормативов запасов топлива. Приказ предусматривает необходимость расчета следующих нормативов:

2.1. Неснижаемый нормативный запас резервного топлива (ННЗТ).

Цель создания (пункт 6 Приказа):

■ обеспечение безаварийной работы оборудования с минимальной расчетной электрической и тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года за предыдущие 5 лет;

■ поддержание положительных температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях;

■ бесперебойное энергоснабжения отдельных категорий потребителей.

Справочно: в соответствии с пунктом 8 Приказа в расчете ННЗТ учитывается необходимость бесперебойного энергоснабжения:

а) потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными ПП РФ от 04.05.2012 г. № 442;

б) объектов систем теплоснабжения (тепловых пунктов, насосных станций, собственных нужд источников тепловой энергии) в отопительный период.

Особенности расчета:

1) рассчитывается по согласованию с субъектом ОДУ (пункт 14 Приказа);

2) в случае использования электростанцией различных видов топлива — рассчитывается по каждому виду топлива (пункт 15 Приказа);

3) для электростанций, работающих изолированно от ЕЭС России, — в расчет ННЗТ включается запас топлива на энергоснабжение для собственных нужд источника тепловой энергии, а также на энергоснабжение потребителей, в отношении которых д.б. обеспечено бесперебойное энергоснабжение (пункт 7 Приказа);

4) для электростанций, которые используют в качестве основного вида топлива уголь, мазут, торф и (или) дизельное топливо, — ННЗТ должен

обеспечивать работу тепловых электростанций в режиме выживания в течение 7 суток (пункт 9 Приказа);

5) для электростанций, которые используют в качестве основного вида топлива газ, или получающих мазут по трубопроводу, непосредственно соединяющему с нефтеперерабатывающим заводом, — ННЗТ должен обеспечивать работу тепловых электростанций в режиме выживания в течение 3 суток (пункт 9 Приказа);

6) в течение 3-летнего периода подлежит корректировке в случаях изменения на электростанции состава оборудования, структуры топлива, а также величины нагрузки неотключае- мых потребителей, не имеющих питания от других источников (пункт 18 Приказа).

2.2. Нормативный эксплуатационный запас резервного топлива (НЭЗТ).

Цель создания: для надежной работы тепловой электростанции в целях обеспечения выполнения показателей производства электрической и тепловой энергии сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии.

Особенность расчета: в случае использования электростанцией различных видов топлива

— рассчитывается по каждому виду топлива (пункт 15 Приказа).

2.3. Нормативный запас аварийного топлива (НАЗТ).

Цель создания: обеспечение работы ПГУ и (или) ГТУ в аварийных ситуациях, возникающих в случае отсутствия подачи газа (пункт 11 Приказа).

Особенность расчета:

1) объем НАЗТ рассчитывается по согласованию с субъектом ОДУ (пункт 14 Приказа);

2) в течение 3-летнего периода подлежит корректировке в случаях изменения на электростанции состава оборудования, структуры топлива, а также величины нагрузки неотключае- мых потребителей, не имеющих питания от других источников (пункт 18 Приказа).

2.4. Нормативный запас вспомогательного топлива (НВЗТ).

Цель создания: для подсветок и (или) расто- пок котлоагрегата, а также для использования при возникновении аварийных ситуаций в системах топливоподачи и топливоприготовления.

Особенность расчета: если на тепловой электростанции возможно использование в качестве вспомогательного топлива нескольких видов топлива, выбор топлива осуществляется владельцем тепловой электростанции самостоятельно (пункт 12 Приказа).

3. Требования к расчету нормативов для тепловых электростанций (пункт 5 Приказа). Приказом установлены следующие требования к расчету нормативов для электростанций:

■ для тепловых электростанций, которые используют в качестве основного вида топлива газ, создается общий нормативный запас топлива (ОНЗТ), который состоит из ННЗТ и НЭЗТ;

■ для тепловых электростанций, которые используют в качестве основного вида топлива уголь и (или) торф, создается ОНЗТ, который состоит из ННЗТ, НЭЗТ, а также НВЗТ;

■ для тепловых электростанций, в составе которых есть ПГУ и (или) ГТУ, создается НАЗТ.

Важно: порядок расчета нормативов определяется в соответствии с разделами II — IV Приказа.

Справочно: для тепловых электростанций, использующих в качестве основного вида топлива нефтяной (попутный) газ, запасы топлива создаются только в случае электроснабжения и (или) теплоснабжения объектов жилищно-коммунального хозяйства (пункт 4 Приказа).

Проблема: утвержденный Приказ (в отличие от ранее действовавшего Приказа Минэнерго России от 04.09.2008 г. № 66) не предусматривает специальных требований к порядку подачи документов с расчетом нормативов и их последующему утверждению Минэнерго России, что на практике может иметь своим результатом значительные правоприменительные трудности и явиться основанием для потенциальных разногласий в процессе исполнения требований Приказа.

4. Требования к созданию запасов топлива. Обращают на себя внимание следующие требования:

■ в объем ННЗТ, НЭЗТ, НВЗТ и НАЗТ не включается неизвлекаемый («мертвый») объем мазута и других видов нефтетоплива (пункт 19 Приказа);

■ не подлежит учету в составе запасов топливо, принадлежащее третьим лицам, обремененное правами третьих лиц, предназначенное для дальнейшей передачи третьим лицам, а также топливо, предназначенное для иных целей (пункт 23 Приказа);

■ при расчете созданных запасов топлива допускается учитывать топливо, находящееся на ином складе (хранилище), при условии, что такое топливо является собственностью владельца электростанции и имеется техническая возможность осуществления отгрузки такого топлива из указанного склада (хранилища) (пункт 24 Приказа).

Справочно: статья 9.17 Кодекса об административных правонарушениях: «Нарушение собственниками или иными законными владельцами тепловых электростанций, производящих электрическую, тепловую энергию для потребителей, их должностными лицами нормативов запасов топлива, порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов

топлива влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от восемнадцати месяцев до трех лет; на юридических лиц — в размере стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения (под стоимостью предмета административного правонарушения понимается стоимость топлива, запасов которого не хватает для соблюдения норматива запаса топлива на тепловой электростанции).

Аварийный запас топлива для генераторов

от 22 августа 2013 года N 469

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст.1177; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 1, ст.37; 2007, N 45, ст.5427; 2008, N 29, ст.3418; N 52, ст.6236; 2009, N 48, ст.5711; 2010, N 31, ст.4156, 4157, 4158, 4160; 2011, N 1, ст.13; N 7, ст.905; N 11, ст.1502; N 23, ст.3263; N 30, ст.4590; N 50, ст.7336; 2012, N 26, ст.3446; N 27, ст.3587; N 53 (ч.1), ст.7616; 2013, N 14, ст.1643; N 45, ст.5797) и пунктом 4.2.14.9 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 года N 400 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст.2577; N 42, ст.4825; N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378; N 6, ст.738; N 33, ст.4088; N 52 (ч.2), ст.6586; 2010, N 9, ст.960; N 26, ст.3350; N 31, ст.4251; N 47, ст.6128; 2011, N 6, ст.888; N 14, ст.1935; N 44, ст.6269; 2012, N 11, ст.1293; N 15, ст.1779; N 31, ст.4386; N 37, ст.5001; N 40, ст.5449; 2013, N 17, ст.2171; N 29, ст.3970; N 33, ст.4386; N 35, ст.4525; N 44, ст.5752; N 45, ст.5822),

2. Признать утратившими силу:

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
16 апреля 2014 года,
регистрационный N 31993

Порядок создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон

I. Общие положения

1. Настоящий порядок устанавливает правила создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, и распространяется на собственников и (или) иных законных владельцев тепловых электростанций (далее — владельцы тепловых электростанций).

2. Владельцы тепловых электростанций обязаны обеспечивать наличие запасов топлива, в том числе в отопительный сезон, в соответствии с нормативами запасов топлива на тепловых электростанциях, утверждаемыми уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации органами исполнительной власти Российской Федерации (далее — уполномоченные органы).

3. Запасы основного топлива создаются для поддержания базового режима работы тепловых электростанций.

Запасы резервного топлива (уголь, мазут, торф) создаются на тепловых электростанциях, которые используют газ в качестве основного вида топлива, для поддержания работы в базовых режимах при частичном или полном отсутствии основного топлива.

Запасы аварийного топлива (дизельного или газотурбинного) создаются на тепловых электростанциях, парогазовые установки (далее — ПГУ) и (или) газотурбинные установки (далее — ГТУ) которых используют газ в качестве основного вида топлива, для поддержания работы при полном отсутствии основного топлива.

Запасы вспомогательного топлива создаются на тепловых электростанциях, которые используют уголь и (или) торф в качестве основного вида топлива, для поддержания работы при подсветках и (или) растопках котлоагрегатов, а также при возникновении аварийных нарушений в системах топливоподачи и топливоприготовления.

Читайте также  Бензиновый генератор europower a3500x

4. Владельцы тепловых электростанций, использующих в качестве основного вида топлива нефтяной (попутный) газ, должны создавать запасы топлива только в случае электроснабжения и (или) теплоснабжения объектов жилищно-коммунального хозяйства.

5. Владельцы тепловых электростанций, в составе которых есть ПГУ и (или) ГТУ, создают нормативный запас аварийного топлива (далее — НАЗТ).

Владельцы тепловых электростанций, которые используют в качестве основного вида топлива газ, создают общий нормативный запас топлива (далее — ОНЗТ), который состоит из неснижаемого нормативного запаса резервного топлива (далее — ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса резервного топлива (далее — НЭЗТ).

Владельцы тепловых электростанций, которые используют в качестве основного вида топлива уголь и (или) торф, создают ОНЗТ, который состоит из ННЗТ, НЭЗТ, а также нормативного запаса вспомогательного топлива (далее — НВЗТ).

6. Владельцы тепловых электростанций создают ННЗТ для обеспечения безаварийной работы оборудования с минимальной расчетной электрической и тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года за предыдущие пять лет, в целях поддержания положительных температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях, а также для бесперебойного энергоснабжения потребителей, указанных в пункте 8 настоящего порядка (далее — режим выживания), и используют его при полном отсутствии НЭЗТ.

7. Владельцы тепловых электростанций, работающих изолированно от Единой энергетической системы России, создают ННЗТ, в который включается запас топлива на энергоснабжение для собственных нужд источника тепловой энергии, а также на энергоснабжение потребителей, указанных в пункте 8 настоящего порядка.

8. В расчете ННЗТ учитывается необходимость бесперебойного энергоснабжения:

потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 442 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 23, ст.3008; 2013, N 1, ст.45, ст.68; N 5, ст.407);

объектов систем теплоснабжения (тепловых пунктов, насосных станций, собственных нужд источников тепловой энергии) в отопительный период.

9. Владельцы тепловых электростанций, которые используют в качестве основного вида топлива уголь, мазут, торф и (или) дизельное топливо, создают ННЗТ, который должен обеспечивать работу тепловых электростанций в режиме выживания в течение семи суток.

Владельцы тепловых электростанций, которые используют в качестве основного вида топлива газ, или владельцы тепловых электростанций, которые получают мазут по трубопроводу, непосредственно соединяющему их с нефтеперерабатывающим заводом, создают ННЗТ, который должен обеспечивать работу тепловых электростанций в режиме выживания в течение трех суток.

10. Владельцы тепловых электростанций создают НЭЗТ для надежной работы тепловой электростанции в целях обеспечения выполнения показателей производства электрической и тепловой энергии сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утверждаемого в установленном порядке (далее — сводный прогнозный баланс).

11. Владельцы тепловых электростанций, в составе которых есть ПГУ и (или) ГТУ, создают НАЗТ для обеспечения работы таких установок в аварийных ситуациях, возникающих в случае отсутствия подачи газа.

12. Владельцы тепловых электростанций, которые используют в качестве основного вида топлива уголь и (или) торф, создают НВЗТ для подсветок и (или) растопок котлоагрегата, а также для использования при возникновении аварийных ситуаций в системах топливоподачи и топливоприготовления.

В случае если на тепловой электростанции возможно использование в качестве вспомогательного топлива нескольких видов топлива, выбор вспомогательного топлива осуществляется владельцем тепловой электростанции самостоятельно.

13. НВЗТ определяется как сумма:

количества топлива, используемого при подсветках котлоагрегата, объем и виды которого определяются в соответствии с проектной документацией котлоагрегата;

количества топлива, используемого при растопках котлоагрегата, объем которого определяется как сумма объемов топлива, предусмотренного для сжигания при каждой растопке котлоагрегата в соответствии с проектной документацией котлоагрегата, по количеству растопок в соответствии с заявками о выводе объектов электроэнергетики и источников тепловой энергии в ремонт или из эксплуатации, сложившейся статистикой аварийных и режимных остановок и пусков по заданиям диспетчерского центра субъекта оперативно-диспетчерского управления, в операционной зоне которого функционирует соответствующая тепловая электростанция;

количества топлива, необходимого для поддержания работы котлоагрегата на время ликвидации аварийных ситуаций в системах топливоподачи и топливоприготовления, объем которого определяется как максимальный фактический расход вспомогательного вида топлива, затраченный на поддержание работы котлоагрегата при аварийных ситуациях в системах топливоподачи и топливоприготовления за последние пять лет, предшествующих периоду планирования.

14. Владельцы тепловых электростанций рассчитывают ННЗТ и НАЗТ по согласованию с соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления.

15. В случае если на тепловой электростанции используются различные виды топлива, включая невзаимозаменяемые марки угля, владельцы таких тепловых электростанций рассчитывают ННЗТ и НЭЗТ по каждому виду топлива, включая каждую марку угля, раздельно.

16. Владельцы тепловых электростанций с сезонной остановкой на летний период, вправе не рассчитывать НЭЗТ на 1 мая, 1 июня и 1 июля, при этом нормативы запасов топлива на III квартал должны обеспечивать равномерное восстановление НЭЗТ до 1 октября соответствующего года.

17. Расчеты ННЗТ, НЭЗТ и НАЗТ производятся в соответствии с разделами II-IV настоящего порядка.

18. В течение трехлетнего периода ННЗТ и НАЗТ подлежат корректировке в случаях изменения на тепловой электростанции состава оборудования, структуры топлива, а также величины нагрузки неотключаемых потребителей электрической и тепловой энергии, не имеющих питания от других источников.

19. В объем ННЗТ, НЭЗТ, НВЗТ и НАЗТ не включается неизвлекаемый ("мертвый") объем мазута и других видов нефтетоплива.

20. Владельцы тепловых электростанций с сезонной остановкой оборудования вправе не создавать запасы ННЗТ на период такой остановки.

Владельцы тепловых электростанций в месяцы, не относящиеся к отопительному периоду, вправе не создавать запасы ННЗТ в объеме, необходимом для энергоснабжения потребителей, указанных в абзаце втором пункта 8 настоящего порядка.

21. Владельцы тепловых электростанций при учете созданных запасов топлива учитывают топливо, которое фактически находится на складе (в хранилище) тепловой электростанции на первое число месяца, а также топливо, отгруженное владельцу тепловой электростанции для использования при производстве электрической и (или) тепловой энергии, количество которого не может превышать 15 процентов от ОНЗТ и НАЗТ.

22. В случае, если на первое число месяца объем запасов топлива, фактически находящегося на складе (в хранилище) тепловой электростанции, составляет не менее 85 процентов от утвержденного уполномоченными органами ОНЗТ и НАЗТ, владелец тепловой электростанции обязан не позднее 10 числа соответствующего месяца довести объем фактически находящегося на складе (в хранилище) тепловой электростанции топлива до контрольных величин, рассчитываемых по формулам 1.1 и 1.2

тыс.т. (1.1)

— общий нормативный запас топлива на 10 число соответствующего месяца, тыс.т.;

— общий нормативный запас топлива на 1 число соответствующего месяца, тыс.т.;

— общий нормативный запас топлива на 1 число месяца, следующего за соответствующим, тыс.т.;

n — календарное число суток в соответствующем месяце.

тыс.т. (1.2)

— нормативный запас аварийного топлива на 10 число соответствующего месяца, тыс.т.;

— нормативный запас аварийного топлива на 1 число соответствующего месяца, тыс.т.;

— нормативный запас аварийного топлива на 1 число месяца, следующего за соответствующим, тыс.т.;

n — календарное число суток в соответствующем месяце.

23. Не подлежит учету в составе запасов топливо, принадлежащее третьим лицам, обремененное правами третьих лиц, предназначенное для дальнейшей передачи третьим лицам, неизвлекаемый ("мертвый") остаток нефтетоплива, а также топливо, предназначенное для иных целей.

24. При расчете созданных владельцем тепловой электростанции запасов топлива он вправе учитывать топливо, находящееся на ином складе (хранилище) при условии, что такое топливо является его собственностью и имеется техническая возможность осуществления отгрузки такого топлива из указанного склада (хранилища). При этом владелец тепловой электростанции, на которую планируется отгрузка топлива, должен обеспечить наличие запасов топлива, обеспечивающих работу тепловой электростанции в соответствии с графиками диспетчерской нагрузки (электрической и тепловой) на срок, который занимает отгрузка, доставка и разгрузка топлива.

II. Порядок расчета нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях на 1 октября планируемого периода

25. ННЗТ из расчета работы тепловой электростанции в режиме выживания рассчитывается для всех видов топлива с учетом прогнозного объема производства электрической и (или) тепловой энергии по формуле:

, т.н.т., (2.1)

где: — расход условного топлива на производство электрической и тепловой энергии тепловой электростанцией в режиме выживания за одни сутки;

— количество суток, в течение которых обеспечивается работа тепловой электростанции в режиме выживания (для тепловых электростанций, сжигающих газ, = 3; для тепловых электростанций, сжигающих уголь, мазут, торф и дизельное топливо, = 7, кроме случаев, указанных в абзаце втором пункта 9);

7000 — теплота сгорания условного топлива, ккал/кг;

— теплота сгорания конкретного вида натурального топлива, ккал/кг.

Расход условного топлива на производство электрической и тепловой энергии () тепловой электростанцией в режиме выживания за одни сутки определяется по формуле:

Форум для экологов

В таблицу «Перечень ЗВ» точно не заносим. В таблицу «Параметры выбросов ЗВ» тоже, но, в принципе, в конце этой таблицы под отдельным заголовком «аварийные выбросы» можно и поместить информацию.
Нормативы на аварийные выбросы не устанавливаются, и в Разрешении их нет.
Если за отчетный год аварийные выбросы произошли, то предприятие отчитывается за них и платит, по-моему, в 5-кратном размере.
В проекте ПДВ пишете небольшой раздельчик, где описываете этот технологический агрегат и приводите расчет выбросов от него, скажем, за 1 час работы. Чтоб предприятие потом могло сосчитать реальный выброс, например, за 24 часа работы по факту.

НО! Очень часто у аварийных дизель-генераторов есть регламентные пуски. Например, бывает, раз в квартал, полгода, год на 10-15-20 минут (уточнить у заказчика). В таком случае получается, что у вас появляется обычный ИЗА под названием «регламентные пуски аварийного дизель-генератора». Вот этот случай — нормируется обычным путем, и такой источник заносите во все таблицы и считаете его обычным порядком.

Изображение

Re: Дизельгенератор в проекте ПДВ

Сообщение kasheff » 04 сен 2012, 07:46

Re: Дизельгенератор в проекте ПДВ

Сообщение Wespe » 04 сен 2012, 10:02

Re: Дизельгенератор в проекте ПДВ

Re: Дизельгенератор в проекте ПДВ

Сообщение Dimitrey » 10 сен 2012, 11:25

Re: Дизельгенератор в проекте ПДВ

Если время работы меньше 20 мин., использовать коэффициент усреднения (приведения) выбросов.

«В расчетах приземных концентраций загрязняющих веществ с применением нормативной методики расчета ОНД-86 должны использоваться мощности выбросов ЗВ в атмосферу, отнесенные к 20-минутному интервалу времени. В соответствии с примечанием 1 к п. 2.3 ОНД-86 это требование отно-сится к выбросам загрязняющих веществ, продолжительность, которых меньше 20-ти минут. Коэффици-ент приведения (Kп) принимается равным единицы в случае если продолжительность производственно-го цикла (τ) превышает 20 минут. В случае если τ составляет менее 20-ти минут, то значение Kп опреде-ляется по формуле:

Читайте также  Тон генератор урал саунд

Re: Дизельгенератор в проекте ПДВ

Re: Дизельгенератор в проекте ПДВ

Re: Дизельгенератор в проекте ПДВ

Сообщение Vinni » 10 сен 2012, 13:18

  • Перейти на страницу:

Доброго вечера, коллеги

Имеется задача — разработать проект СЗЗ для действующего предприятия.

Дано: Машиностроительный завод. Старый, советский, построен в начале 20-го века. Почти полный цикл самообеспечения. Есть и плавка, и металлообработка, и.

Ответственность

Форум «Форум для экологов» является общедоступным для всех зарегистрированных пользователей и осуществляет свою деятельность с соблюдением действующего законодательства РФ.
Администрация форума не осуществляет контроль и не может отвечать за размещаемую пользователями на форуме «Форум для экологов» информацию.
Вместе с тем, Администрация форума резко отрицательно относится к нарушению авторских прав на территории «Форум для экологов».
Поэтому, если Вы являетесь обладателем исключительных имущественных прав, включая:

— исключительное право на воспроизведение;
— исключительное право на распространение;
— исключительное право на публичный показ;
— исключительное право на доведение до всеобщего сведения

и Ваши права тем или иным образом нарушаются с использованием данного форума, мы просим незамедлительно сообщать нам по электронной почте.
Ваше сообщение в обязательном порядке будет рассмотрено. Вам поступит сообщение о результатах проведенных действий, относительно предполагаемого нарушения исключительных прав.
При получении Вашего сообщения с корректно и максимально полно заполненными данными жалоба будет рассмотрена в срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней.

Наш email: eco@integral.ru

ВНИМАНИЕ! Мы не осуществляем контроль за действиями пользователей, которые могут повторно размещать ссылки на информацию, являющуюся объектом Вашего исключительного права.
Любая информация на форуме размещается пользователем самостоятельно, без какого-либо контроля с чьей-либо стороны, что соответствует общепринятой мировой практике размещения информации в сети интернет.
Однако мы в любом случае рассмотрим все Ваши корректно сформулированные запросы относительно ссылок на информацию, нарушающую Ваши права.
Запросы на удаление НЕПОСРЕДСТВЕННО информации со сторонних ресурсов, нарушающей права, будут возвращены отправителю.

ликбез от дилетанта estimata

Новичку об основах в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.

понедельник, 24 декабря 2018 г.

Резервные дизельные электростанции убежищ ГО

В дизельных обычно устанавливаются стационарные электростанции, которые промышленность выпускает для народного хозяйства (сельского хозяйства, строительных работ и т. п.). Электростанция состоит из двигателя внутреннего сгорания, генератора и щита управления. Двигатель и генератор монтируется на общей металлической раме. На ней же устанавливают водяной и масляный радиатор. Запуск дизеля производят от пускового бензинового двигателя или компрессорной установки. Дизельные агрегаты оборудуют также системами блокировки для автоматической остановки при коротких замыканиях, перегрузках и для других аварийных случаев.

Резервная дизельная электростанция

Дизельный агрегат при наличии артезианской воды обычно охлаждается по двухконтурной схеме. Вода, циркулирующая по внутреннему контуру системы охлаждения дизеля (первый контур), охлаждается в водоохладителе, через который пропускается вода из артезианской скважины (второй контур).

Если артезианской скважины нет, охлаждение производится по водовоздушной (радиаторной) схеме. В этом случае вода внутреннего контура системы охлаждения проходит через радиатор и здесь охлаждается воздухом, который вентилятором продувается через радиатор.

Запас топлива, необходимый для работы дизеля в течение заданного времени и для контрольной проверки, хранится в топливном баке. Бак оборудуется фильтром для очистки топлива, указателем уровня и устройствами для заливки и перекачки топлива из основных ёмкостей (бочки, цистерны). К дизелю топливо обычно подается самотеком. Аналогичные баки предусматриваются и для хранения масла.

Помещение дизельной оборудуют системой вентиляции, обеспечивающей подачу воздуха на горение топлива в дизель, охлаждение и удаление выделяемых при работе двигателя вредных продуктов горения.

Система вентиляции должна исключать возможность проникания в отсеки убежища продуктов горения, выделяемых при работе дизеля. С этой целью помещение, где установлено силовое оборудование, отделяется от отсеков тамбуром с герметическими дверями. Тамбур проветривается воздухом, который при работающей системе вентиляции может пропускать через клапаны избыточного давления, установленные в полотнах герметических дверей.

Пройдя через тамбур, воздух поступает в силовое помещение. Кроме того, для дизельной предусматривается система вентиляции, которая обеспечивает подачу наружного воздуха через отдельный воздухозабор, защищенный противовзрывным устройством.

Приток воздуха в помещение дизельной осуществляется за счет разрежения, создаваемого вытяжной системой, она состоит из вентилятора, воздуховодов и шахты.

Выхлопные газы от работающего дизеля выводятся за пределы дизельной по выхлопной трубе (выпускной трубопровод). Выхлопная труба должна иметь теплоизоляцию и устройство для спуска конденсата.

Как правило, воздух, поступающий в дизельную с поверхности земли по приточному воздуховоду, не очищается от отравляющих веществ. Поэтому после заполнения убежища и включения дизелей обслуживающий персонал должен находиться в отсеках или в помещении диспетчерской за пределами дизельной.

Для периодической проверки работы дизелей и другого оборудования, а также для устранения возникающих неисправностей обслуживающий персонал должен пользоваться защитной одеждой и противогазами. При выходе из силового помещения защитную одежду снимают в тамбуре.

При возникновении пожаров в дизельную может поступать горячий и задымленный воздух, что затруднит процесс охлаждения дизелей. На этот случай в системе вентиляции дизельной предусматривается охлаждение воздуха, подаваемого с поверхности. Если есть артезианская скважина, воздух охлаждается в одно- или двухступенчатом охладителе. Если артезианской скважины нет, для охлаждения можно использовать гравийный теплоемкий фильтр.

Дизельная электростанция, если она не работает и по каким-либо причинам не может содержаться в мирное время в состоянии постоянной готовности, должна быть поставлена на длительную консервацию и закрыта. В этом случае также обязательны периодические проверки сохранности и исправности оборудования.

Топливный мониторинг для дизель-генераторов ЦОДа – как его делать и почему это так важно?

Качество системы электроснабжения – важнейший показатель уровня сервиса современного дата-центра. Это понятно: абсолютно все оборудование, необходимое для работы ЦОДа, питается электричеством. Не будет его – серверы, сеть, инженерные системы и СХД прекратят функционировать до полного восстановления электроснабжения.

Рассказываем, какую роль в бесперебойной работе ЦОДа Linxdatacenter в Петербурге играют дизельное топливо и наша система контроля его качества.

Вы удивитесь, но специалисты Uptime Institute при сертификации ЦОДов на соответствие отраслевым стандартам качества первичную роль при оценке системы электроснабжения отводят качеству работы дизель-генераторов.

Почему? Бесперебойная работа ЦОДа играет центральную роль для цифровой экономики. Реалии таковы: 15 миллисекунд перебоя питания ЦОДа достаточно для нарушения бизнес-процессов с ощутимыми для конечного пользователя последствиями. Много это или мало? Одна миллисекунда (мс) — это единица времени равная одной тысячной доле секунды. Пять миллисекунд — время, необходимое пчеле для осуществления одного взмаха крыла. Чтобы мигнуть, человеку нужно 300—400 мс. Одна минута простоя еще в 2013 году обходилась компаниям в среднем в 7900 долларов, по данным компании Emerson. На фоне все большей цифровизации бизнеса убытки могут составлять сотни тысяч долларов за каждые 60 секунд простоя. Экономика требует от бизнеса 100%-ной подключенности.

И все-таки, почему дизель-генераторы считаются по UI основным источником электроснабжения? Потому что в случае отключения магистральных сетей питания ЦОД может полагаться на них как на единственный источник питания для сохранения работоспособности всех систем до восстановления подачи тока по основным каналам.

Для нашего ЦОДа в Санкт-Петербурге вопросы, связанные с источниками питания, играют особо важную роль: дата-центр полностью независим от городской сети и обеспечивается электроэнергией за счет газо-поршневой электростанции мощностью 12 МВт. Если подача газа по каким-то причинам прекращается, ЦОД переходит на работу на ДГУ. Сначала запускаются ИБП, мощностей которых хватает на 40 минут бесперебойной работы ЦОДа, дизель-генераторы запускаются в течение 2-х минут после остановки работы газо-поршневой станции и работают на имеющемся запасе топлива еще как минимум 72 часа. Параллельно в действие вступит контракт с поставщиком топлива, который обязан привезти оговоренные объемы в ЦОД в течение 4 часов.

Подготовка к сертификации Uptime Institute на соответствие стандартам операционного управления Management & Operations заставила нас обратить самое пристальное внимание на процесс поставки топлива для дизелей, контроль его качества, взаимодействие с поставщиками и т.д. Это логично: качество работы АЭС в Сосновом Бору от нас никак не зависит, а вот за свой участок электросети мы должны отвечать в полном объеме.

ДТ для ЦОД: на что обратить внимание

Для того, чтобы генераторы проработали долго, надежно и экономично, следует не только приобретать надежную технику, но и правильно подбирать для них дизельное топливо (ДТ).

Из очевидного: у любого топлива есть срок годности – 3-5 лет. Оно также довольно сильно варьируется по различным параметрам: один его вид подходит для использования зимой, другой – совершенно для этого не годится, и его использование приведет к масштабной аварии.

Все эти моменты необходимо тщательно отслеживать, чтобы не допустить ситуации незапуска ДГУ из-за просроченного или неподходящего по сезону топлива.

Один из важнейших параметров классификации – тип используемого топлива. На высокую производительность и надежность работы оборудования влияет уже качество выбранного типа от конкретного поставщика.

Правильный выбор ДТ обеспечит следующие преимущества:

  • высокий КПД;
  • экономичность и низкая стоимость;
  • высокий крутящий момент;
  • высокая степень сжатия.

Цетановое число

На самом деле ДТ имеет множество характеристик, которые вы можете изучить в паспорте конкретной партии продукции. Однако для специалистов основными критериями определения качества этого вида топлива являются цетановое число и температурные свойства.

Цетановое число в составе ДТ определяет пусковые способности, т.е. способность горючего к воспламенению. Чем это число выше, тем быстрее топливо сгорает в камере – и тем равномернее (и безопаснее!) горит смесь дизеля и воздуха. Стандартный диапазон его показателей составляет 40-55. Качественное ДТ с высоким значением цетанового числа обеспечивает двигателю: минимальное время, требуемое для прогрева и зажигания, равномерную работу и экономичность, а также высокую мощность.

Очистка дизельного топлива

Попадание в дизельное топливо воды и механических примесей еще более опасно, чем для бензина. Такое топливо может стать непригодным для использования. В некоторых случаях, наличие механических примесей можно обнаружить в качестве осадка на дне емкости с ДТ.
Вода также отслаивается от топлива и оседает на дне, что и позволяет установить ее присутствие. В неотстоявшемся ДТ вода вызывает его помутнение.

Читайте также  Александр гратовски генератор возможностей введение в ноэтику

Улучшить эксплуатационные характеристики поможет очистка дизельного топлива. Для этого существуют специальные установки и фильтрующие системы. Выбор оборудования для такой процедуры зависит от того, от чего именно необходимо очистить топливо – парафина, механических примесей, серы или воды.

За качество очистки топлива отвечает поставщик, именно поэтому важно иметь систему контроля поставщика, о чем мы поговорим ниже, и не забывать о дополнительных мерах. Так, для доочистки топлива мы установили сепараторы топлива Separ на топливопроводе каждого ДГУ. Они предотвращают попадание механических частиц и воды в генератор.


Сепаратор топлива.

Погодные условия

В погоне за качеством и доступной ценой для топлива компании часто забывают о температуре, при которой будет работать станция. Иногда выбор одного горючего «на любую погоду» не приносит особого вреда. Но если станция используется на открытом воздухе, стоит выбирать топливо в соответствии с климатическими реалиями.

Производители делят дизельное топливо на летнее, зимнее и «арктическое» — для экстремально низких температур. В России за разделение топлива по временам года отвечает ГОСТ 305-82. Документ предписывает использовать летние марки горючего при температуре выше 0 °C. Зимнее топливо подходит для применения при температуре до -30 °C. «Арктическое» — при холоде до -50 °C.

Для стабильной работы дизель-генераторов мы приняли решение закупать зимнее дизельное топливо -35℃. Это позволяет не задумываться о сезонных изменениях погоды.

Как мы проверяем топливо

Чтобы дизель-генераторы работали надежно, необходимо убедиться, что поставщик отгружает именно то топливо, которое вам необходимо.

Мы долго думали над решением этой задачи, рассматривали вариант отбора проб и их отправки на анализ в специальные лаборатории. Однако такой подход требует времени, да и как поступать, если анализы придут неудовлетворительные? Партия уже отгружена – возврат, перезаказ? И как быть, если такой перезаказ выпадет на период, когда необходимо запускать генераторы?

И тогда мы решили замерять качество топлива на месте, с помощью октанометров, конкретно – используя SHATOX SX-150. Этот прибор позволяет проводить экспресс-анализ поставляемого топлива, определяя не только цетановое число, но и температуру застывания и вид топлива.

Принцип работы октанометра основан на сравнении октановых/цетановых чисел аттестованных образцов ДТ/бензина с проверяемым ДТ/бензином. В спецпроцессор введены используемые таблицы аттестованных видов топлива, которые программа интерполяции сравнивает с параметрами забранного образца и с поправками на температуру образца.

Данный прибор позволяет получать результаты качества топлива в режиме реального времени. Правила измерения качества топлива с помощью октанометра записаны в регламенте для службы эксплуатации.

Принцип работы октанометра

  1. Датчик прибора устанавливается на горизонтальную поверхность и подключается к измерительному блоку.
  2. Прибор включается при пустом датчике. На измерительном приборе отображаются нулевые показания CETANE:
    • Cet = 0.0;
    • T fr = 0.0.
  3. После проверки работы прибора необходимо залить в датчик топливо до полного наполнения. Процесс измерения и обновления показаний занимает не более 5с.
  4. После измерения данные вносятся в таблицу и сравниваются с показаниями нормы. Для удобства в ячейках установлено автоматическое выделение значений цветом. При допустимых показаниях окрашивается в зеленый цвет, при неудовлетворительных параметрах – красный, что позволяет дополнительно контролировать параметры поставляемого топлива.
  5. Для себя мы выбрали следующие нормальные показания качества топлива:
    • Cet = 40-52;
    • Tfr = от минус 25 до минус 40.

Таблица учета топливных ресурсов

Дата Приемка топлива Проверка качества
18 января 2019 5180 Cetane 47
TFr -32
Type W

S – летнее топливо, W – зимнее, А – арктическое.

PROFIT! или как это сработало

Собственно, первые результаты проекта мы начали получать сразу же после запуска системы контроля в эксплуатацию. Первый же контроль показал, что поставщик привез топливо, несоответствующее заявленным параметрам. В результате мы отправили цистерну обратно и запросили замену партии. Без системы контроля мы могли бы нарваться на ситуацию незапуска ДГУ из-за низкого качества топлива.

В самом общем, стратегическом плане, подобный уровень продуманности контроля качества дает полную уверенность в бесперебойности энергоснабжения ЦОДа, когда мы можем полностью положиться на себя в решении задачи поддержки 100%-ного uptime-режима работы площадки.

И это не просто слова: пожалуй, мы единственный ЦОД в России, который может при проведении демонстрационного тура для клиента на просьбу «А вы можете отключиться от основной схемы питания, чтобы показать переход на резервную?» отвечаем согласием и тут же, на глазах, переводим все оборудование на резерв в любой момент времени. Самое главное, что сделать это может любой сотрудник с соответствующим уровнем допуска: процессы отлажены в достаточной степени, чтобы не зависеть от конкретного исполнителя – настолько мы уверены в себе в данном отношении.

Впрочем, не только мы: процесс контроля качества ДТ при прохождении сертификации по Uptime Institute обратил на себя внимание аудиторов организации, которые взяли его себе на заметку в качестве отраслевых best practices.

Расчеты нормативных запасов аварийных (резервных) видов топлива

13 ИТ в городском округе имеют резервное топливо. Данные источники вырабатывают 75 % всей тепловой энергии. В качестве резервного топлива применяется мазут и дизельное топливо. Аварийное топливо согласно топливным режимам ИТ не предусмотрено.

9 ИТ имеют мазутное хозяйство: ГУ ОАО «Теплогенерирующая компания №2 » по Вологодской области, ООО «Западная котельная», ОАО «Вологодский оптико-механический завод», ОАО «Стройиндустрия», ОАО «Агростройконструкция», ОАО «Северный коммунар», СХПК «Комбинат «Тепличный», МУП «Вологдагортеплосеть» по ул. Залинейная 22, ОАО «СКДМ». Общий запас резервного топлива по данным теплоснабжающих организаций 11 тыс. тонн.

Расчеты нормативных объемов запаса резервного топлива выполнены в соответствии с приказом Министерства энергетики РФ от 4 сентября 2008 года №66 «Об организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных». Общий нормативный запас топлива (ОНЗТ) определяется суммой объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ). ННЗТ при работе ИТ на природном газе определяется в режиме «выживания» ИТ в течение 3-х суток с поддержанием плюсовых температур у потребителей при температуре наружного воздуха наиболее холодного месяца (-12,6 0 С). НЭЗТ для источников, работающих на природном газе, определяется как объем резервного топлива, необходимого для замещения газообразного топлива в периоды сокращения его подачи газоснабжающими организациями. Расчетное снижение подачи природного газа нормируется как 40 % от расчетной величины 14 суток в январе и 14 суток в апреле. В соответствии со СНиП II-35-76* «Котельные установки» расчет количества резервного топлива произведен для котельных с установленной тепловой мощностью более 20 Гкал/ч.

Неснижаемый норматив запаса топлива определяется по формулам (тонн):

где: Bусл – суточный расход условного топлива в указанный период, т у.т.;

nсут — число суток;

Qmax – низшая теплота сгорания резервного топлива, Гкал/т;

Q р н — среднее значение отпуска тепловой энергии в тепловую сеть (выработка котельной) в самом холодном месяце, Гкал/сутки;

НСР.Т — расчетный норматив удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию для самого холодного месяца, т у.т./Гкал;

К — коэффициент перевода натурального топлива в условное;

Т — длительность периода формирования объема неснижаемого запаса топлива, сут.

Нормативный эксплуатационный запас топлива определяется по формуле (тонн):

где: ТЗАМ — количество суток, в течение которых снижается подача газа;

dЗАМ — доля суточного расхода топлива, подлежащего замещению;

КЗАМ — коэффициент отклонения фактических показателей снижения подачи газа;

КЭКВ — соотношение теплотворной способности резервного топлива и газа.

Результаты расчета нормативных запасов резервного топлива по крупным источникам тепловой энергии городского округа приведены в таблице 6.

Таблица 6. Основные исходные данные и результаты расчета создания нормативных запасов резервного топлива крупными источниками тепловой энергии

ИТ, вид топлива Среднесуточная выработка тепловой энергии Норматив удельного расхода топлива Среднесуточный расход топлива Количе-ство суток Запас резервного топлива*
Гкал тут/Гкал тут сут. тонн
ННЗТ (нормативный неснижаемый запас топлива)
ГУ ОАО ТГК-2 1653,6 0,166 274,50 606,85
ООО "Западная котельная" 1513,68 0,155 234,62 518,69
ОАО ВОМЗ 719,952 0,145 104,39 230,79
СХПК Комбинат Тепличный 115,752 0,1577 18,25 40,36
МУП ВГТС ул. Залинейная 22 436,296 0,161 70,24 155,29
ОАО "Агростройконструкция" 348,528 0,161 56,11 124,05
ОАО "Стройиндустрия" 108,12 0,156 16,87 37,29
Всего 775,0 1713,31
НЭЗТ (нормативный эксплуатационный запас топлива)
ГУ ОАО ТГК-2 960,96 0,166 159,52 1645,74
ООО "Западная котельная" 879,65 0,155 136,35 1406,66
ОАО ВОМЗ 418,39 0,145 60,67 625,89
СХПК Комбинат Тепличный 67,27 0,1577 10,61 109,44
МУП ВГТС ул. Залинейная 22 253,55 0,161 40,82 421,14
ОАО "Агростройконструкция" 202,54 0,161 32,61 336,42
ОАО "Стройиндустрия" 62,83 0,156 9,80 101,12
Всего 2845,18 450,37 4646,42
ОНЗТ (Общий нормативный запас топлива)
ГУ ОАО ТГК-2 2614,56 0,166 434,02 2252,59
ООО "Западная котельная" 2393,33 0,155 370,97 1925,35
ОАО ВОМЗ 1138,34 0,145 165,06 856,67
СХПК Комбинат Тепличный 183,02 0,1577 28,86 149,80
МУП ВГТС ул. Залинейная 22 689,84 0,161 111,06 576,44
ОАО "Агростройконструкция" 551,07 0,161 88,72 460,48
ОАО "Стройиндустрия" 170,95 0,156 26,67 138,41
Всего 7741,11 1225,36 6359,73

*В расчетах принят коэффициент перевода натурального топлива в условное 1,357.

При утверждении нормативных запасов топлива эта величина может быть увеличена с учетом фактического снижения подачи газа. Источники тепловой энергии имеют мазутное хозяйство со следующими объемами резервуаров хранения мазута:

ü СХПК «Комбинат «Тепличный» -2 емкости по 1000 м 3 ;

ü МУП «Вологдагортеплосеть» по ул. Залинейная, 22 – 3 емкости по 1000 м 3 ;

ü ОАО «Стройиндустрия» — 1 емкость 1000 м 3 , 1 емкость 2000 м 3 ;

ü ГУ ОАО «Теплогенерирующая компания ТГК-2 по Вологодской области» — 2 емкости по 3000 м 3 , 2 емкости по 5000 м 3 ;

ü ООО «Западная котельная» — 2 емкости по 2000 м 3 , 1 емкость 3000 м 3 ;

ü ОАО «Вологодский оптико-механический завод» — 2 емкости по 3000 м 3 , 1 емкость 2000 м 3 ;

ü ОАО «Вологдаагростройконструкция» — 3 емкости по 1000 м 3 .

В целом для источников тепловой энергии емкости складов мазутного топлива достаточно для хранения нормативных запасов резервного топлива. Однако состояние емкостей (резервуаров) должно периодически контролироваться и выявляться необходимость их ремонта или замены в рамках текущих или перспективных программ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: